БЕЛЯЕВ Юрий Викторович

Заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР
Родился 28 августа 1947 года в селе Полтавка Омской области в семье служащих.
Отец – Беляев Виктор Аркадьевич, в годы Великой Отечественной войны работал в Омске на авиационном заводе. Мать – Беляева Мария Ивановна. Имеет троих детей.
В первые годы жизни, окруженный многочисленной родней матери (Мария Ивановна была старшей из пяти сестер), Юрий рос любимым сыном, внуком и племянником.
В семилетнем возрасте он с родителями переехал в город Ступино Московской области, где жили родственники отца. Вскоре отец стал работать слесарем на теплоэлектростанции, Юрий в 1953 году пошел в школу.
До 5-го класса проблем с учебой не было, но потом Юра стал пропускать занятия и в 8 классе остался на второй год. Школьные занятия не привлекали мальчика, уже тогда интересы его лежали в другой области – он увлеченно занимался в самодеятельном балетном театре.
Родители, обеспокоенные успеваемостью сына, узнав, что во Дворце культуры он занимается балетом, потребовали, чтобы директор не пускал Юру на эти занятия. А танцевать ему нравилось, запомнилось на всю жизнь волшебное ощущение владения своим телом. То было время подпольного появления в стране рок-н-ролла и западной джазовой культуры. Ребята оставались после репетиций и разучивали модные танцы. Юрий помнит, как проникал во Дворец культуры на танцы, имея пропуск участника самодеятельности, хотя по возрасту его еще не должны были пускать. Интерес к девушкам, отчаянная стеснительность, и при том, ощущение некоторого превосходства, наглаживание брюк, красные носки, клеенчатые галстуки, – все это осталось в памяти жгучими воспоминаниями о возрасте формирования. Когда родители запретили танцевать, Юрий очень быстро, и опять же самостоятельно, оказался на стадионе – стал заниматься легкой атлетикой, добился неплохих результатов в прыжках с шестом.
Однажды дворовый товарищ, встретив Юру на лестничной клетке, позвал: «Пойдем в театр!» Так в 16 лет Юрий Беляев случайно оказался на репетиции народного театра и вскоре после этого стал артистом Ступинского театра-студии молодых (СТСМ) под руководством О.А. Ливановой.
Первый режиссер Юрия Беляева – Ольга Александровна Ливанова была известным человеком в городе Ступино. Не только потому, что была женой главного инженера одного из крупнейших подмосковных заводов, но в особенности тем, что в 50 лет поступила на режиссерский факультет Щукинского театрального училища и являлась руководителем молодежного театрального коллектива, с которым сделала свою дипломную постановку «Они и мы» по пьесе Натальи Долининой. Спектакль стал победителем во Всесоюзном конкурсе самодеятельных театров, а бывший артист СТСМ Владимир Виноградов снял на Центральном телевидении большой фильм о театре и этом спектакле.
Театр для многих актеров был вторым домом и второй семьей. Ольга Александровна, будучи человеком в высшей степени порядочным и интеллигентным, создала в театре обстановку общей доверительности, внимания друг к другу, товарищеской и профессиональной верности, честности и порядочности, что делало занятия особенно привлекательными для всех артистов молодежного театра.
Ко времени окончания школы желание Юрия Беляева быть артистом окончательно оформилось, и он пытался поступить в театральное училище. После первой неудачи он решил сдавать экзамены в медицинское училище, но придя на приемный экзамен и увидев там 20 девочек и ни одного мальчика, попросился выйти и больше туда не вернулся. Провалился он и при поступлении в Коломенский педагогический институт на факультет русского языка и литературы.
Не сдав ни одного экзамена, в 1966 году Юрий Беляев был призван в армию. Служил в ракетных войсках недалеко от дома. Посодействовал в этом Ступинский горком комсомола, который ходатайствовал перед военкоматом, чтобы актера СТСМ Беляева не отсылали служить далеко – нужно было сохранить труппу полноценной. Из части Юрия Беляева отпускали в Ступино играть в спектаклях, ездил он и в Москву на съемки фильма о театре. Однако возраст других юных актеров приближался к призывному, и в конце концов труппа распалась.
Юрий Беляев вернулся из армии, когда Ольги Александровны уже не было в живых. Друзья по театру предложили ему набрать молодежную актерскую группу. В течение года он разрабатывал дополнения к основной образовательной программе Театрального училища имени Щукина. При жизни Ольга Александровна близко познакомила своих учеников со Щукинским училищем, часто возила их на его спектакли. Юрию Беляеву посчастливилось видеть курсовые работы Аллы Демидовой, Алексея Кузнецова, Валерия Фокина. В это время он уже понимал, что его жизнь неразрывно связана с театром. Родители были против выбора сына, хотели, чтобы он стал инженером-электриком, но он продолжал попытки поступить в театральный институт.
В 1969 году Юрий Беляев работает инструктором ДОСААФ, дворником, грузчиком в постановочных мастерских МХАТа в Москве. Наконец, в 1971 году после четырехлетних попыток он поступает в Театральное училище имени Щукина. Почему это все же удалось, сам актер ничем кроме везения объяснить не может. Всё было против: и возраст – 24 года, и нежелание художественного руководителя. На последнем творческом экзамене по согласованию с кафедрой Борис Евгеньевич Захава дал Юрию Беляеву дополнительное задание. И только после этого, на повторном голосовании (худрук продолжал голосовать против) его допустили к общеобразовательным экзаменам, что тоже было нелегким испытанием для второгодника. Тем не менее, Юрий Беляев получил на экзаменах очень хорошие оценки по истории и литературе.
Будучи на восемь лет старше своих однокурсников, Юрий Беляев сразу же был избран старостой курса, членом студсовета. После 1-го курса он устроился работать дворником, так у него появилось свое «дворянство» – жилье в районе Арбатской площади, которое вскоре превратилось в место, где собирались шумные компании однокурсников.
В 1975 году, заканчивая институт с красным дипломом, Юрий Беляев получил приглашение в один из театров, о существовании которого знают далеко не все москвичи, – в Областной театр имени Островского. Труппа несколько месяцев в году гастролировала по Московской области, затем еще несколько месяцев по городам СССР. Беляеву был предложен широкий репертуар. В день подписания государственного распределения Юрий неожиданно получает приглашение на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке (в который он показывался четыре раза и имел беседу с главным режиссером театра Юрием Петровичем Любимовым).
В те годы каждая новая постановка Любимова воспринималась как событие в искусстве театра. На сцене Таганки блистали такие актеры как В. Высоцкий, В. Золотухин,
А. Демидова, В. Смехов, Л. Филатов, З. Славина и другие.
Придя в театр и изучив репертуар, Юрий Беляев был не просто изумлен, но даже подавлен и растерян, так как увидел театр, в котором психологический рисунок исполнительства далеко не всегда стоял на первом месте. Партитура поведения актеров на сцене была такой ошеломляюще активной, что Юрий Беляев, по его собственному признанию, оказался к этому не готов. Поэтому первые пять лет на Таганке он воспринимал себя как человек, который только получает театральное образование. Молодой артист не имел «своих» ролей, а чаще срочно вводился в тот или иной спектакль по «производственной необходимости», однако был счастлив тем, что работает на Таганке.
Так продолжалось до начала 1980-х годов, когда наконец-то Юрий Беляев получил возможность проявить себя в работе над большой интересной ролью. Ю.П. Любимов ставил спектакль «Борис Годунов» с музыкальным оформлением Д. Покровского. Беляев репетировал роль Шуйского. Работа оказалась захватывающе интересной. Ансамбль Д. Покровского почти полностью присутствовал на репетициях и частично – на сцене, среди участников спектакля. Декорации, созданные Давидом Боровским, поражали жестким минимализмом.
Но премьера не состоялась. В 1982 году спектакль был запрещен по распоряжению Министерства культуры СССР. С запретами Театр на Таганке встречался не впервые: в 1968 году был запрещен спектакль «Живой» Б. Можаева, в 1981-м – «Владимир Высоцкий». К 1983 году в театре сложилась невыносимая ситуация: под запретом оказались не только спектакли, но и репетиции «Театрального романа» М.А. Булгакова. В марте 1984 года, выехав в Англию для постановки «Преступления и наказания», Ю.П. Любимов после ряда интервью западным журналистам был освобожден от должности художественного руководителя театра, а затем лишен советского гражданства.
Отношения Юрия Беляева с новым режиссером – Анатолием Васильевичем Эфросом с самого начала осложнились несчастливым стечением обстоятельств. Актер снимался тогда в кинокартине Виктора Аристова «Порох» и, не уложившись в период отпуска в театре, не смог своевременно вернуться к репетициям. Наступила темная полоса в профессиональной карьере: спектакли Любимова один за другим снимались с репертуара, а в новых спектаклях Эфроса Беляев не был занят, играл 1–2 спектакля в месяц. Положение изменилось лишь в 1988 году после смерти А.В. Эфроса, когда были восстановлены спектакли «Борис Годунов», «Живой», поставлены «Пир во время чумы» А.С. Пушкина (1989), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990), «Электра» Софокла (1992), «Живаго (доктор)» Б. Пастернака (1993), «Медея» Еврипида (1995), «Подросток» Ф.М. Достоевского (1996).
Роли Ю.В. Беляева в спектаклях Театра на Таганке: «Жизнь Галилея» (Монах), «10 дней, которые потрясли мир» (Большевик), «Послушайте» (Чиновник), «Что делать» (Студент), «Мать» (Егор Иванович), «А зори здесь тихие» (Майор), «Гамлет» (Горацио), «Пугачев» (Шигаев, Чумаков), «Павшие и живые» (Кульчицкий, Пастернак), «Перекресток» (Сотников), «Час пик» (Анджей), «Дом на набережной» (Неизвестный), «Обмен» (Виктор, дядя Коля), «Пять рассказов Бабеля» (Отец, Автор), «Преступление и наказание» (Интеллигент, Отставной провиантский), «Борис Годунов» (Шуйский, Пристав), «Живой» (Судья), «Самоубийца» (Виктор Викторович), «Электра» (Наставник), «Пир во время чумы» (Скупой, Сальери), «Живаго (доктор)» (Микулицын), «Медея» (Язон), «Мастер и Маргарита» (Коровьев).
Ю.В. Беляев занят только в одном спектакле Театра на Таганке – «Мастер и Маргарита» (с 1994 г.), но пользуется редким для театрального артиста правом выбирать роли, которые считает интересными. Актер сотрудничает с театром «Эрмитаж», его можно увидеть в спектаклях М. Левитина «Белая овца» и «Азеф».
Юрий Беляев прекрасно известен зрителям и как киноактер. Он снимался в кинофильмах: «По следу властелина» (режиссер В. Дербенев), «Тайна черных дроздов» (режиссер В. Дербенев), «Чужие здесь не ходят» (режиссеры А. Вехотко и Р. Ершов), «Порох» (режиссер В. Аристов; премия советских профсоюзов), «Сошедшие с небес» (режиссер Н. Трощенко), «Единожды солгав» (режиссер В. Бортко), «Вельд» (режиссер Н. Туляходжаев), «Моонзунд» (режиссер А. Муратов), «Слуга» (режиссер В. Абдрашитов; Государственная премия СССР), «Умирать не страшно» (режиссер Л. Кулиджанов), «Дело Сухово-Кобылина» (режиссер Л. Пчелкин), «Циники» (режиссер Д. Месхиев), «Цареубийца» (режиссер К. Шахназаров), «Дожди в океане» (режиссер В. Аристов), «Незабудки» (режиссер Л. Кулиджанов), «Эта женщина в окне» (режиссер Л. Эйдлин), «Пьеса для пассажира» (режиссер В. Абдрашитов), «Графиня Монсоро» (режиссер В. Попков; премия «Созвездие»), «Досье детектива Дубровского» (режиссер А. Муратов), «Русский бунт» (режиссер А. Прошкин), «Курсанты» (режиссер А. Кавун), «Побег» (режиссер Е. Михалков-Кончаловский), «Бульварный переплёт» (режиссер А. Муратов), «Львиная доля» (режиссер А. Муратов); в телесериалах: «Ленинградец» (режиссер К. Худяков), «Против течения» (режиссер А. Матешко), «Вокзал» (режиссер А. Кавун), «Чистые ключи» (режиссеры В. Басов и О. Басова), «Семейные тайны» (режиссер Е. Цыплакова).
Ю.В. Беляев – заслуженный артист РФ (1995), лауреат Государственной премии СССР (1991), лауреат премии «Золотой Овен» Международного кинофестиваля «Кинотавр» (1995), неоднократный лауреат за лучшую мужскую роль фестиваля «Созвездие».
Среди увлечений Юрия Викторовича в разное время были серфинг, спиннинг, горные лыжи.
Живет и работает в Москве.